Издавна, жители разных народов всегда уделяли большое внимание полам. Деревянные полы были гораздо проще в обработке, теплее, разнообразнее и им стали уделять больше внимания, придумали паркетные кирпичи, доски. Только к началу XVII века в разных странах Европы паркет достиг своего художественного совершенства, такие полы имели сложные узоры из ценных пород дерева, настоящие произведения искусства.
Художественный паркет развивался вместе с общим стилем отделки дворцов и замков того времени, однако русский художественный паркет 18-19 веков по оригинальности превзошел все мировое искусство и занимает первое место в мире.
Древнюю технологию изготовления художественного паркета сегодня заменили компьютеры, ЧПУ станки, лазеры и множество других машин, облегчающих труд. В устройстве художественных полов сегодня задействована целая армия различных специалистов и рабочих, каждый выполняет свое маленькое дело, мастеру паркетчику достается только укладка художественного паркета изготовленного в заводских условиях. На нем лежит огромная ответственность, по укладке и отделке. Поэтому квалификация мастера паркетчика должна быть высокой.
В истории нашей страны был период времени, когда ремесло художественного паркета было позабыто, вся технологическая цепочка производства и укладки была нарушена и развалена. Но настали светлые времена и началось возрождение, началось все с реставрационных работ во дворцах, ибо след истории оставил свой отпечаток на полу. Советские искусствоведы начали изучать русский художественный паркет по сохранившимся дворцам, это было необходимо для составления полноценной картины русского декоративного искусства, которым издавна славилась наша культура. Благодаря искусствоведам произошел мощный толчок к возрождению художественного паркета и его индустриализации в советские времена. Искусствоведы-аспиранты, с помощью реставраторов, создали историю русского паркета.
Немного окунёмся в историю русского паркета
Первые деревянные полы представляли собой расколотые на 2 части по длине бревна, укладывались на глиняную основу, иногда подкладывали балки, чтобы бревна не гнили в первую очередь. Прошло не мало веков, когда стали делать доски, дубовые кирпичи и щитовой художественный паркет.
В 16 веке в России стали делать прямоугольные плашки, начали укладывать “ёлочку” по сосновому основанию. В 17 веке наиболее распространенный материал был дубовый кирпич, паркетины в форме кирпичей укладывались на известковой основе, расщелины заливались шпаклевкой на известняке. Вдоль стен иногда тянули дубовый бордюр.
Посетив Дмитровский собор во Владимире, храм Василия Блаженного или Донской монастырь в Москве, можно полюбоваться еще более ранним кирпичом, он потом набрал обороты популярности. К концу 17 века дубовый кирпич достиг своего апогея в искусном художественном исполнении.
На Руси самым исконным излюбленным видом народного искусства всегда была резьба. Только в 18 веке резьба добралась до паркета, когда Петр I перевел в Петербург на корабельной верфи всех резчиков из московских мастерских Оружейной палаты. Эти мастера и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.
Из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827г., историкам стало известно, что 1750 г. из Смольного двора в царское село были направлены первые материалы экзотических пород древесины: груша, чинара, самшит, ясень, бук, кизиловый карагач. Этот набор экзотических материалов, наряду с местными породами (орех, сосна, дуб, лиственница, ольха и др.) и послужили для первых наборных паркетов. Благодаря разнообразию сортов дерева по расцветке и по рисунку, мастера получали возможность набирать нарядные и красивые узоры. Все они изготавливались отдельными щитами.
Особенность художественного паркета состоит еще в том, что особенный распил дерева и укладка под определенным углом соседних плашек, создает изменчивую игру всего пола на свету, к примеру, если направление волокон древесины идет перпендикулярно источнику света, то участок кажется темным, а если параллельно источнику света, кажется светлым. Не мало таинств содержится в деревяшке, не правда ли?
В те времена применялись также способы старения, подкрашивания, паркет закапывали в горячий песок, держали под водой, обрабатывали аммиаком и чем-то еще, нам неизвестным.
Лучшие щитовые паркеты 18 века были выполнены в Останкинском дворце, под руководством крепостного мастера Ф.И. Пряхина, и в Китайском дворце в г. Ломоносове. Они являются лучшими образцами декоративного искусства. Нигде в мире не было таких разнообразных и художественных паркетов, как в России.
В 19 веке лучший художественный паркет в Государственном Русском музее в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге.
В 20 веке лучшие полы из художественного паркета были сделаны в гостинице "Москва", в высотном здании Московской Мэрии и др.
О художественном паркете можно многое написать, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому всем рекомендуем посетить знаменитые на весь мир русские дворцы.